Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Чернигова – БАХМАЧ СЬОГОДНІ

Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Чернигова

Новая глава проекта Jewishnews.com.ua «Еврейская Украина: 10 фактов о…» посвящена Черниговщине. Пожалуй, еврейским общинам именно этого региона Украины пришлось сложнее всего — расцвет, гонения, новый расцвет, снова гонения и погромы, и так на протяжении 10 веков. Чем занимались евреи в Чернигове и окрестностях, что они дали миру и чем отличились — в нашей подборке, пишет ЧЕРНІГІВ со ссылкой на jewishnews.

 

1. Центр еврейской учености

Летописи свидетельствуют о том, что первая еврейская община в Чернигове была образована в XI веке. А в целом в городе и его окрестностях евреи появились примерно в то же время, что и во всей Украине — в первой половине Х века. Тогда Чернигов входил в состав земель, которые выплачивали дань Хазарскому каганату, и в этот же период там поселились хазарские евреи. В 1117 году хазары из знаменитой, но разрушенной Белой Вежи (Саркел) переселились в Черниговское княжество, основав под Черниговом свое поселение Белая Вежа. В период Черниговского княжества (1054–1239) еврейская община этого города процветала и, судя по всему, именно там был центр еврейской учености этой части нынешней Украины. В респонсах галахиста рабби Ицхака (Англия, XIII в.) содержится ссылка на «рабби Ицхе [рабби Ицхака] из Чернигова», которая косвенно это подтверждает.

 

2. Конкуренция с евреями

Корчма. Рисунок Билоусова, литография Лемерсье. 1843.

В средние XIII века еврейской общине Чернигова приходилось непросто — им, как и другим жителям этих территорий, довелось пережить монголо-татарское нашествие и другие разрушения. После перехода этой территории под власть Московского княжества евреям оказалось еще сложнее — скорее всего, многих попросту убили, а оставшихся выгнали из Чернигова, так как никаких сведений о проживании евреев в городе в то время нет. И только после прихода на эти территории поляков в начале XVII века еврейская жизнь в Чернигове начала восстанавливаться. Но тоже ненадолго. В 1623 году король Речи Посполитой Владислав IV издал универсал, которым предписывал выслать из Черниговского и Северского воеводств евреев — указ (так и не выполненный) был составлен в ответ на реакцию местных купцов и ремесленников-христиан на то, что евреи представляют для них слишком большую конкуренцию. После возвращения земель под управление Русского царства евреев тоже выгоняли — из-за религиозной инаковости и, скорее всего, по тем же банальным причинам конкуренции.

 

3. Жена Ивана Скоропадского

Анастасия Марковна Скоропадская

В период Гетманщины на Черниговских землях евреев, мягко говоря, не жаловали. Но не бывает правил без исключений. Вторая жена гетмана Ивана Скоропадского Анастасия происходила из рода Марке(о)вичей, внесенного в VI часть родословной книги Черниговской губернии. Отцом рожденной в 1667 году Анастасии был прилуцкий купец еврейского происхождения Марк Маркович. Анастасия имела огромное влияние на мужа и была первой украинкой того времени, получившей статус великосветской дамы — она пользовалась уважением казацких старшин, а также российских сановников и получала от них драгоценные подарки в знак особого почета. И, разумеется, властная и решительная Анастасия использовала свое влияние для приумножения достатка и владений своей семьи. В народе в то время бытовала поговорка: «Иван носит плахту, а Настя — булаву».

 

4. До революции

Картина Елены Флёровой «Из жизни еврейского народа»

Несмотря на все сложности, погромы и гонения, в XVIII-XIX вв. еврейская община в Чернигове все-таки постепенно росла. По данным переписи населения, больше всего евреев там проживало в 1910 году — 13 954 человек, тогда как в 2001 году еврейское население в городе составило всего около 3 500 человек. В 1910 году в Чернигове была талмуд-тора [возникшие на исходе Средних веков в Европе еврейские религиозные учебные заведения для мальчиков из малообеспеченных семей для подготовки к поступлению в ешиву], по три частных мужских и женских еврейских училища, а также одно общественное еврейское мужское.

 

5. Могила Второго Любавичского Ребе

Оэль Второго Любавического Ребе, раби Дов-Бера, djc.com.ua

В черниговском Нежине похоронен Второй Любавичский Ребе, раби Дов-Бера, известный также как Мителер Ребе (Средний Ребе) и Адмур ха-Эмцаи. Раввин Дов-Бер Шнеерсон, рожденный в 1773 году, принял руководство Хабадом в 1813 году после того, как умер его отец, раби Шнеур-Залман из Ляд. Именно он перенес центр Хабада и свою резиденцию в Любавичи. Раби Дов-Бера оставался на этом высоком религиозном посту 14 лет и все это время занимался возрождением еврейских местечек, которые были разрушены в результате войны с Наполеоном, а также основал несколько еврейских сельскохозяйственных колоний. Он создал первые общины Хабада за пределами Российской империи — в 1817 году была основана община в Хевроне, в Эрец Исраэль.

Дов-Бер Шнеерсон умер не в своем доме, а в дороге — когда в 1827 году российский император ввел воинскую повинность для евреев, Мителер Ребе отправился в Гадяч на могилу отца, чтобы помолиться об отмене указа. На обратном пути, 9 Кислева, ровно через 54 года после своего рождения, он оставил этот мир.

 

6. Еврейский «Юный пролетарий»

Швейная школа «Труд» для девочек. Фото 1920-х годов, jewua.org

В 20-е годы XX века в Чернигове отдел Американского еврейского объединённого комитета Джойнт вместе с рядом других еврейских организаций оказывал помощь пострадавшим от погромов. А в 1922 году в городе была основана еврейская профессиональная школа для мальчиков «Юный пролетарий» и швейная школа для девочек — Джойнт приобрел для них оборудование, обеспечил питание и оказывал финансовую помощь. Разумеется, спустя некоторое время по идеологическим и по правовым причинам этой организации пришлось ликвидировать свою деятельность на территории СССР в целом и в Чернигове в частности, в том числе перестать поддерживать «Юного пролетария».

 

7. Еврей на Бродвее

Борис Аронсон (1900-1980) родился в семье раввина в черниговском Нежине (но в некоторых источниках местом его рождения указан Киев). Он был знаком с Мейерхольдом и Таировым, под влиянием которых сформировался как театральный художник, и популяризировал еврейское искусство и еврейский стиль, сочетавший в себе элементы абстрактной живописи с народным творчеством.

Именно Аронсон в 20-е годы основал Музей еврейского искусства в Киеве. В 1922 году он эмигрировал из СССР в США через Польшу и Германию. В начале карьеры на новой земле он сотрудничал с еврейскими театрами в Нью-Йорке, а затем стал работать и с бродвейскими. Он посвятил Бродвею более 40 лет, среди его работ — сценография знаменитых мюзиклов «Скрипач на крыше» (1964) и «Кабаре» (1966).

 

8. Наш Амторг

В Прилуках родился Исай Хургин (1887-1925), который был одним из первых представителей УССР заграницей. В период революции, в 1917-1918 годы, он был членом Центральной Рады Украинской Народной Республики, а также помощником министра по еврейским делам.

В 1924-1925 годах Хургин работал на должности первого директора знаменитой организации, акционерного сообщества «Amtorg Trading Corporation», учрежденного в Нью-Йорке. Эта организация выступала посредником в экспортно-импортных операций внешнеторговых объединений СССР с американскими компаниями. Но у нее была еще одна роль — фактически она выполняла функции посольства и торгпредства, а также была базой для подпольной деятельности Коминтерна и ОГПУ.

 

9. Детский поэт-сапожник

Обложка книги с поэмой «Ингл-цингл-хват»

Украинско-еврейско-американский поэт Мани Лейб (1883-1953) тоже родился в Черниговской области в бедной еврейской семье. До 11 лет он учился в хедере, потом стал учеником сапожника, а со временем и хозяином мастерской.

Как и многих других молодых людей того времени, его привлекали революционные идеи — Мани Лейб вступил в украинскую соцпартию, а затем был эсером и анархистом, за что его несколько раз арестовывали… В 1904 году он бежал в Англию, а потом — в США, где работал на обувной фабрике и продолжал литературную деятельность, печатаясь в еврейской прессе и являясь одним из самых ярких поэтов в движении символистов движения Ди юнге в литературе на идиш.

Мани Лейб перевел множество стихотворений с украинского и русского (в частности, Пушкина и Есенина) на идиш, а также писал собственные стихи и баллады, многие из которых — для детей. Его детская сказка-поэма «Ингл-цингл-хват» переиздавалась множество раз, а иллюстрации к ней сделал сам Лазарь (Эль) Лисицкий.

 

10. На короткие дистанции

Нежин дал Украине еще одну знаменитость — в 1972 году там родилась знаменитая украинская бегунья с еврейскими корнями Жанна Пинтусевич-Блок. Она принимала участие в Олимпийских играх 1996 и 2000 годов — и там выходила на дистанции 100 и 200 м, трижды становясь финалисткой. К сожалению, в тройку победителей ей войти не удалось — самым большим ее достижением на Олимпийских играх является четвертое место в Сиднее.

КОМЕНТУВАТИ

Your email address will not be published.


*