Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Чернигова

Новая глава проекта Jewishnews.com.ua «Еврейская Украина: 10 фактов о…» посвящена Черниговщине. Пожалуй, еврейским общинам именно этого региона Украины пришлось сложнее всего — расцвет, гонения, новый расцвет, снова гонения и погромы, и так на протяжении 10 веков. Чем занимались евреи в Чернигове и окрестностях, что они дали миру и чем отличились — в нашей подборке, пишет ЧЕРНІГІВ со ссылкой на jewishnews.

 

1. Центр еврейской учености

Летописи свидетельствуют о том, что первая еврейская община в Чернигове была образована в XI веке. А в целом в городе и его окрестностях евреи появились примерно в то же время, что и во всей Украине — в первой половине Х века. Тогда Чернигов входил в состав земель, которые выплачивали дань Хазарскому каганату, и в этот же период там поселились хазарские евреи. В 1117 году хазары из знаменитой, но разрушенной Белой Вежи (Саркел) переселились в Черниговское княжество, основав под Черниговом свое поселение Белая Вежа. В период Черниговского княжества (1054–1239) еврейская община этого города процветала и, судя по всему, именно там был центр еврейской учености этой части нынешней Украины. В респонсах галахиста рабби Ицхака (Англия, XIII в.) содержится ссылка на «рабби Ицхе [рабби Ицхака] из Чернигова», которая косвенно это подтверждает.

 

2. Конкуренция с евреями

Корчма. Рисунок Билоусова, литография Лемерсье. 1843.

В средние XIII века еврейской общине Чернигова приходилось непросто — им, как и другим жителям этих территорий, довелось пережить монголо-татарское нашествие и другие разрушения. После перехода этой территории под власть Московского княжества евреям оказалось еще сложнее — скорее всего, многих попросту убили, а оставшихся выгнали из Чернигова, так как никаких сведений о проживании евреев в городе в то время нет. И только после прихода на эти территории поляков в начале XVII века еврейская жизнь в Чернигове начала восстанавливаться. Но тоже ненадолго. В 1623 году король Речи Посполитой Владислав IV издал универсал, которым предписывал выслать из Черниговского и Северского воеводств евреев — указ (так и не выполненный) был составлен в ответ на реакцию местных купцов и ремесленников-христиан на то, что евреи представляют для них слишком большую конкуренцию. После возвращения земель под управление Русского царства евреев тоже выгоняли — из-за религиозной инаковости и, скорее всего, по тем же банальным причинам конкуренции.

 

3. Жена Ивана Скоропадского

Анастасия Марковна Скоропадская

В период Гетманщины на Черниговских землях евреев, мягко говоря, не жаловали. Но не бывает правил без исключений. Вторая жена гетмана Ивана Скоропадского Анастасия происходила из рода Марке(о)вичей, внесенного в VI часть родословной книги Черниговской губернии. Отцом рожденной в 1667 году Анастасии был прилуцкий купец еврейского происхождения Марк Маркович. Анастасия имела огромное влияние на мужа и была первой украинкой того времени, получившей статус великосветской дамы — она пользовалась уважением казацких старшин, а также российских сановников и получала от них драгоценные подарки в знак особого почета. И, разумеется, властная и решительная Анастасия использовала свое влияние для приумножения достатка и владений своей семьи. В народе в то время бытовала поговорка: «Иван носит плахту, а Настя — булаву».

 

4. До революции

Картина Елены Флёровой «Из жизни еврейского народа»

Несмотря на все сложности, погромы и гонения, в XVIII-XIX вв. еврейская община в Чернигове все-таки постепенно росла. По данным переписи населения, больше всего евреев там проживало в 1910 году — 13 954 человек, тогда как в 2001 году еврейское население в городе составило всего около 3 500 человек. В 1910 году в Чернигове была талмуд-тора [возникшие на исходе Средних веков в Европе еврейские религиозные учебные заведения для мальчиков из малообеспеченных семей для подготовки к поступлению в ешиву], по три частных мужских и женских еврейских училища, а также одно общественное еврейское мужское.

 

5. Могила Второго Любавичского Ребе

Оэль Второго Любавического Ребе, раби Дов-Бера, djc.com.ua

В черниговском Нежине похоронен Второй Любавичский Ребе, раби Дов-Бера, известный также как Мителер Ребе (Средний Ребе) и Адмур ха-Эмцаи. Раввин Дов-Бер Шнеерсон, рожденный в 1773 году, принял руководство Хабадом в 1813 году после того, как умер его отец, раби Шнеур-Залман из Ляд. Именно он перенес центр Хабада и свою резиденцию в Любавичи. Раби Дов-Бера оставался на этом высоком религиозном посту 14 лет и все это время занимался возрождением еврейских местечек, которые были разрушены в результате войны с Наполеоном, а также основал несколько еврейских сельскохозяйственных колоний. Он создал первые общины Хабада за пределами Российской империи — в 1817 году была основана община в Хевроне, в Эрец Исраэль.

Дов-Бер Шнеерсон умер не в своем доме, а в дороге — когда в 1827 году российский император ввел воинскую повинность для евреев, Мителер Ребе отправился в Гадяч на могилу отца, чтобы помолиться об отмене указа. На обратном пути, 9 Кислева, ровно через 54 года после своего рождения, он оставил этот мир.

 

6. Еврейский «Юный пролетарий»

Швейная школа «Труд» для девочек. Фото 1920-х годов, jewua.org

В 20-е годы XX века в Чернигове отдел Американского еврейского объединённого комитета Джойнт вместе с рядом других еврейских организаций оказывал помощь пострадавшим от погромов. А в 1922 году в городе была основана еврейская профессиональная школа для мальчиков «Юный пролетарий» и швейная школа для девочек — Джойнт приобрел для них оборудование, обеспечил питание и оказывал финансовую помощь. Разумеется, спустя некоторое время по идеологическим и по правовым причинам этой организации пришлось ликвидировать свою деятельность на территории СССР в целом и в Чернигове в частности, в том числе перестать поддерживать «Юного пролетария».

 

7. Еврей на Бродвее

Борис Аронсон (1900-1980) родился в семье раввина в черниговском Нежине (но в некоторых источниках местом его рождения указан Киев). Он был знаком с Мейерхольдом и Таировым, под влиянием которых сформировался как театральный художник, и популяризировал еврейское искусство и еврейский стиль, сочетавший в себе элементы абстрактной живописи с народным творчеством.

Именно Аронсон в 20-е годы основал Музей еврейского искусства в Киеве. В 1922 году он эмигрировал из СССР в США через Польшу и Германию. В начале карьеры на новой земле он сотрудничал с еврейскими театрами в Нью-Йорке, а затем стал работать и с бродвейскими. Он посвятил Бродвею более 40 лет, среди его работ — сценография знаменитых мюзиклов «Скрипач на крыше» (1964) и «Кабаре» (1966).

 

8. Наш Амторг

В Прилуках родился Исай Хургин (1887-1925), который был одним из первых представителей УССР заграницей. В период революции, в 1917-1918 годы, он был членом Центральной Рады Украинской Народной Республики, а также помощником министра по еврейским делам.

В 1924-1925 годах Хургин работал на должности первого директора знаменитой организации, акционерного сообщества «Amtorg Trading Corporation», учрежденного в Нью-Йорке. Эта организация выступала посредником в экспортно-импортных операций внешнеторговых объединений СССР с американскими компаниями. Но у нее была еще одна роль — фактически она выполняла функции посольства и торгпредства, а также была базой для подпольной деятельности Коминтерна и ОГПУ.

 

9. Детский поэт-сапожник

Обложка книги с поэмой «Ингл-цингл-хват»

Украинско-еврейско-американский поэт Мани Лейб (1883-1953) тоже родился в Черниговской области в бедной еврейской семье. До 11 лет он учился в хедере, потом стал учеником сапожника, а со временем и хозяином мастерской.

Как и многих других молодых людей того времени, его привлекали революционные идеи — Мани Лейб вступил в украинскую соцпартию, а затем был эсером и анархистом, за что его несколько раз арестовывали… В 1904 году он бежал в Англию, а потом — в США, где работал на обувной фабрике и продолжал литературную деятельность, печатаясь в еврейской прессе и являясь одним из самых ярких поэтов в движении символистов движения Ди юнге в литературе на идиш.

Мани Лейб перевел множество стихотворений с украинского и русского (в частности, Пушкина и Есенина) на идиш, а также писал собственные стихи и баллады, многие из которых — для детей. Его детская сказка-поэма «Ингл-цингл-хват» переиздавалась множество раз, а иллюстрации к ней сделал сам Лазарь (Эль) Лисицкий.

 

10. На короткие дистанции

Нежин дал Украине еще одну знаменитость — в 1972 году там родилась знаменитая украинская бегунья с еврейскими корнями Жанна Пинтусевич-Блок. Она принимала участие в Олимпийских играх 1996 и 2000 годов — и там выходила на дистанции 100 и 200 м, трижды становясь финалисткой. К сожалению, в тройку победителей ей войти не удалось — самым большим ее достижением на Олимпийских играх является четвертое место в Сиднее.

НОВИНИ РАЙОНІВ ЧЕРНІГІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ

новини Бахмацького району

новини Бобровицького району

новини Борзнянського району

новини Варвинського району

новини Городнянського району

новини Ічнянського району

новини Козелецького району

новини Коропського району

новини Корюківського району

новини Куликівського району

новини Менського району

новини Ніжинського району

новини Новгород-Сіверського району

новини Носівського району

новини Прилуцького району

новини Ріпкинського району

новини Семенівського району

новини Сновського району

новини Сосницького району

новини Срібнянського району

новини Талалаївського району

новини Чернігова

КОМЕНТУВАТИ

Your email address will not be published.


*